
европейской политики генерала Ходжеса) рассматривают возможность возобновления полноценных дипломатических связей с РБ и поддержки Лукашенко на предстоящих в 2019 г. выборах. Хельсинки-2 – проект, продвигаемый рядом европейских и американских элит как политическая основа создания на евразийском пространстве нового экономического союза, сопряженного с китайским проектом «Один пояс, один путь» с Белоруссией в качестве основного связующего звена между Востоком и Западом.
В случае реализации Хельсинки-2, который называют еще и Новым будапештским меморандумом, возможности РФ по интеграции на евразийском пространстве сужаются и ограничиваются международным правом.
Однако вместе с тем Хельсинки-2 рассматривается как проект примирения Запада с Россией, а потому поддерживается некоторыми российскими элитами, прежде всего либерально настроенными.
Переговоры с западными странами по Хельсинки-2 с белорусской стороны курирует глава МИД Макей.
При этом Запад выставляет Белоруссии требование по выходу из Евразийского экономического союза.
Одновременно подобная работа ведется и в других постсоветских странах, оказавшихся в орбите влияния России.
Так, в Казахстане при поддержке западных фондов создано националистическое движение «Жана Казахстан», презентация которого состоялась недавно в Брюсселе. Целью движения заявлено признание международным сообществом «геноцида казахов» в СССР.
В Армении по такому же принципу создано и набирает силу движение «Сасна црер», выступающее за выдавливание из парламента пророссийских партий и групп влияния. На этом фоне Россия повысила цену газа для Армении, что было использовано противниками интеграции с РФ в пропагандистских целях.
Определенные разногласия назревают в отношениях с Казахстаном.
Провозглашенный курс на углубление интеграции с Белоруссией на фоне новогоднего выступления Лукашенко, вообще избежавшего упоминания России, представляется односторонней инициативой.
В такой ситуации, чтобы не остаться в изоляции среди недавних «братских соседей»- сателлитов, России предстоит спешно переформатировать свои подходы и проекты.
Прорыв требуется уже не только в экономике, но и во внешней политике, иначе – периферия.
Journal information